Начало
ФОТОАППАРАТ

фотоаппарат, фотокамера оптико-механическое устройство для получения оптич. изображении фотографируемых объектов на светочувствит. слое фотоплёнки, фотопластинки или др. фотоматериала. По своему назначению Ф. а. подразделяются на любительские, проф. н специальные. Любительские и проф. Ф. а. используются для съёмок групп людей, портретной и пейзажной съёмки, фотоохоты, съёмки спортивных соревнований и т. п. Спец. Ф. а. предназначены для фототехнич. работ, аэрофотосъёмки, микросъёмки и др. спец. видов съёмки. По размерам получаемых изображении (формату кадров ) Ф. а. подразделяются на миниатюрные (13 X 17 мм), полуформатные (18 X 24мм), малоформатные (28 X 28 и 24 X 36 мм), среднеформатные (от 45 X 60 до 60 X 90 мм) и крупноформатные (90 X 120 мм и более). В состав Ф*. а. обычно входят след. осн. части (механизмы и узлы)



Фотографический аппарат: / — объектив; 2 — рычаг антоспуска: 3 — кнопка автоспуска; 4 — штепсельное гнездо для присоединения электронной лампы-пспышки; 5 — счётчик над рои; 6 — спусковая кнопка фотозатвора; 7 — диск выдержек; 8 — входное окно фотоэкспонометра; 9 — крышка пентапризмы видоискателя; 10 — окно указателя ; фотоэкспонометра; // — головка обратной перемотки фотоплёнки; 12 — шкала светочувствительности фотоплёнки; 13 — шкала выдержек; 14 — шкала диафрагм; /5 — петли для ремня; 16— корпус; 17 — кольцо установки диафрагмы; 18 — фокусировочное кольцо.

светонепроницаемая камера; съёмочный объектив с механизмом дли его фоку-сиро!Щ1 (наводки на резкость; о характеристиках и типах объективов Ф. а. см. ст. Объектив, раздел Фотографические объективы); видоискатель; фотографы' чкский затвор; кассета фотографическая и механизм перемотки фотоплёнки.

Светонепроницаемая камера является корпусом-основой, внутри к-рого и на к-ром смонтированы вес составные части Ф. а.

Съёмочный объектив образует действительные изображения оптические объектов съёмки в плоскости светочувствит. слоя фотоматериала. Присоединяется к корпусу б. ч. с помощью резьбы, иногда используется штыковое (байонентное) соединение.

Нек-рые Ф. а. рассчитаны на применение сменных объективов, имеющих различные фокусные расстояния, или оснащаются объективом с переменным фокусным расстоянием (панкратическим объективом). Фокусировка объектива осуществляется посредством разворота . фокусировочного кольца, обеспечивающего перемещение всего оптич. блока либо отд. его компонентов вдоль оптической оси; при -этом достигается совмещение плоскости оптич. изображения объекта съёмки с плоскостью фотоматериала. Наиболее простой способ фокусировки сводится к совмещению индекса на оправе объектива с одним из делений на шкале расстояний, при этом расстояние до объекта съёмки обычно оценивается на І лаз. Для ускорения фокусировки по шкале расстоянии последняя иногда разбивается на неск. участков (зон), соответствующих тому или иному характеру съёмки (напр., съёмка портрета, группы людей, пейзажа); каждому сюжету присваивается определённый символ, наносимый на шкалу расстоянии. Фокусировка в этом случае осуществляется совмещением; одного из символов с индексом на оправе объектива. Часто фокусировку производят по изображению на матовом стекле, образуемому самим съёмочным объективом (см., напр., Зеркальный фотоаппарат) или вспомогат. объективом. При фокусировке по матовому стеклу фокусировочное кольцо разворачивают до тех пор, пока наблюдаемое оптич. изображение объекта съёмки, образуемое на матированной поверхности, не будет наиболее резким. Т. к. при фокусировке объектива по матовому стеклу световое отверстие объектива желательно открывать полностью (в этом случае изображение на матовом стекле имеет наибольшую освещённость), то некоторые объективы принято оснащать т. н. прыгающей диафрагмой, к-рая максимально раскрыта при фокусировке и автоматически быстро уменьшает своё отверстие до заранее установленного значения перед срабатыванием затвора. Фокусировка с помощью монокулярного далъномера производится разворотом фокусировочного кольца до тех пор, пока два оптич. изображения объекта съёмки, соответствующие двум ветвям дальномера и наблюдаемое через его окуляр, не совместятся в одно изображение.

Иногда Ф. а. используют для съёмки в невидимых для глаза (но фиксируемых фотослоем) ультрафиолетовых (УФ) или инфракрасных (ИК) лучах. В этих случаях применяют или зеркальные объективы, или объективы, линзовые компоненты к-рых изготовлены из материалов, прозрачных для соответствующих лучей: кварца, флюорита, фторида лития и др.— при съёмке в УФ-лучах; хлорида натрия, кремния, германия, флюорита, фторида лития, иодида цезия и др.— при съёмке в ИК-лучах.

Для; получения изображения объекта в к.-л. узком спектральном интервале или для цветокоррекгировки изображения в целях усиления художеств, выразительности снимка при фотосъёмке применяют различные светофильтры, выполняемые в виде насад эк на объектив. Применение светофильтров обязательно при получении т. н. цветоделённых негативов в цветной фотографии.

Видоискатель Ф. а. служит для определения границ изображаемого на кадре пространства объектов съёмки и выбора точки съёмки.

Фотографический з о т в о р обеспечивает пропускание световых лучей к светочувствительному слою в течение заданного промежутка времени, паз. выдержкой. Для автоматической отработки различных но своей продолжительности выдержек затворы имеют спец. устройства, паз. механизмами выдержек. В качестве механизма выдержек широко применяются анкерные тормозные регуляторы и электронные устройства.

Кассета представляет собой светонепроницаемый кожух, в к-ром размещают светочувствит. материал. В любительских полуформатных и малоформатных Ф. а. в основном применяют цилиндрич. кассеты: обычные — с сердечником и типа Рапид — без сердечника. В среднеформатных Ф. а. обычно применяют т. н. приставные кассеты, а в крупноформатных — ящичные кассеты, заряжаемые фотопластинками.

Механизм п е р е м о т к и ф о т о п л ё н к и обычно сблокирован с фото-затвором и счётчиком кадров. Приводом служат цилиндрич. головка - маховичок, поворотный рычаг-курок, клавиша, встроенный пружинный двигатель или электродвигатель.

Нек-рые Ф. а. оснащают встроенным автоспуском, синхроконтактом, экспонометром или экспонометрич. устройством и др. приспособлениями. Автоспуск обеспечивает автоматич. срабатывание затвора через небольшой промежуток времени после его включения (10—15 сек). Синхроконтакт служит для включения лампы-вспышки (как правило при фотосъёмке в условиях недостаточной освещённости). Экснонометрич. устройство предназначено для установки необходимых значений диафрагмы и выдержки (т. н. экспозиц. параметров) в зависимости от светочувствительности фотоплёнки и освещённости (или яркости) объекта съёмки. Эксионометрич. устройством является фотоэлектрический экспонометр, кинематически связанный с механизмами диафрагмы и затвора. По своему действию экспонометрические устройства подразделяются на полуавтоматические и автоматические. Автоматич. установка экспозиционных параметров осуществляется или по одной программе (т. н. жёсткой программе) или по нескольким программам.

Особые разновидности Ф. а.— такие специализированные фотоаппараты, как фоторужьё — преим. для фотоохоты, ч Горизонт» — для панорамной фотосъёмки (см. Панорамный фотоаппарат), ч Фотон» — для получения фотоснимков без лабораторной обработки фотоматериала (с помощью фотокомплектов «Момент» — см. ст. Фотография, раздел Основные виды процессов па Аg НаІ-СЧС), стереоскопический фотоаппарат (для получения стереопар) и др.

Совершенствование Ф. а. идёт в направлении как автоматизации различных операций, предшествующих процессу экспонирования (перемотка фотоплёнки и взвод фотозатвора, установка выдержки и диафрагмы, включение лампы-вспышки, фокусировка объектива), так н совершенствования конструкций объективов, фотозатворов и др. узлов Ф. а.

Принцип работы фотоаппарата


• Преобразование светового потока.

Световой поток от реального сюжета преобразуется съёмочным объективом в действительное изображение; калибруется по интенсивности (диафрагмой объектива) и времени воздействия (выдержкой); балансируется по цвету светофильтрами.

• Фиксация светового потока.

В плёночном фотоаппарате запоминание изображения происходит на фотоматериале (фотоплёнке, фотопластинке и т. п.).

В цифровом фотоаппарате изображение воспринимается электронной матрицей, полученный с матрицы сигнал подвергается оцифровке, запоминание происходит в буферном ОЗУ и затем сохраняется на каком-либо носителе, обычно съемном (в современных фотоаппаратах в основном используется флэш-память). В простейших или специализированных камерах цифровой образ может сразу передаваться на компьютер.

Основные этапы развития фототехники


В переводе с греческого языка слово "фотография" означает светопись. Фотография – это совокупность способов получения изображений в результате действия света на специальные светочувствительные материалы и последующей химической обработкой.

Фотография состоит из сложения двух давно известных человечеству вещей – камеры-обскуры (прибор – предшественник фотоаппарата; в дословном переводе означает "темная комната").

Камера-обскура (от лат. Obscurus – темный), светонепроницаемая коробка (камера) с небольшим отверстием в центре одной из стенок; установив коробку с отверстием к какому-либо предмету, можно наблюдать на противоположной стенке его изображение. До изобретения фотоаппарата применялась для точных натурных зарисовок.

Еще в 350 году до н. э. Известный древнегреческий философ Аристотель в одной из своих работ отметил, что свет, проникающий в темную комнату через небольшое отверстие в ставне, образует на противоположной стене изображение находящихся на улице перед окном. При этом масштаб изображения тем крупнее, чем дальше от окна находится стена. Этот эффект был использован для различных опытов и рисования.

В средние века феодалы строили в своих замках темные комнаты, в стене которых оставляли отверстие. Величина отверстия соразмерялась с расстоянием до противоположной стены. По законам оптики все происходящее на улице можно было наблюдать на стене, правда, вверх ногами, оставаясь совершенно незамеченным.

Вскоре камеру-обскуру уменьшили до размера ящика и снабдили увеличительным стеклом, которое и стало первым фотообъективом. Одно из наиболее ранних описаний камеры-обскуры принадлежит Леонардо да Винчи.

Позже эффект камеры-обскуры был использован в ряде конструкций переносных приборов. Некоторые из них внешне напоминали современные павильонные фотокамеры.

В 1568 году венецианец Д. Барбаро впервые дал описание камеры-обскуры с плосковыпуклой линзой, позволяющей увеличить действующее отверстие для проникновения в камеру лучей и усилить яркость оптического изображения, получаемого с ее помощью.

Большая заслуга в совершенствовании оптической системы камеры-обскуры принадлежит известному немецкому астроному И. Кеплеру. В 1611 году им была создана оптическая система, состоящая из вогнутой и выпуклой линз, позволившая увеличить угол поля зрения камеры-обскуры.

Работать над закреплением светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран стали только в начале XIX века. Наилучших результатов добились Жозеф Нисефор Ньепс (гелиография), Луи Жак Манде Дагер (дагеротипия) и Уильям Генри Фокс Тальбот (калотипия). Их принято считать изобретателями фотографии.

Ателье первых дагеротипистов помещались на самых верхних этажах зданий. В фотопавильоне посетитель поднимался на высокий помост, под самый потолок, и садился в специальное кресло, сзади которого был укреплен специальный держатель для головы. Фотографическая камера находилась напротив сидящего, на специальной полке. Время экспонирования поначалу длилось 10-15 минут, и портретируемый должен был сидеть неподвижно.

В 1841 году немецкой оптической фирмой "Фойхтлендер" был выпущен светосильный объектив, выполненный по расчетам профессора математики Венского университета И. Петцваля.

И профессионалы, и любители изыскивали способы повышения светочувствительности самостоятельно изготовляемых фотопластин. Вскоре было найдено средство, позволившее сократить время экспонирования в 4 раза, т.е. до 30 с в пасмурное время дня и до 10 с в солнечную погоду.

В павильоне располагалось несколько камер, рассчитанных на съемку портретов различных размеров - от миниатюрных, которые вправляли в медальоны, до близких к сегодняшним.

В 1887 году Г. Гудвин запатентовал способ изготовления прозрачной гибкой пленки из нитрата Целлюлозы. В 1889 году американская компания "Истмен Кодак" наладила производство прозрачной гибкой пленки. С этого времени фотография становится доступной для любителей.

В 1904 году появились первые пластинки для цветной фотографии, выпущенные фирмой "Люмьер". Изображение получалось на стекле, и его можно было просматривать на свет. В 1907 году братья Люмьер наладили производство пластинок и назвали их автохромными.

20 августа 1861 года английский фотограф Т. Сэттон запатентовал первый однообъективный зеркальный фотоаппарат. Он представлял собой большой ящик со светозащитной крышкой сверху, служившей шахтой для наблюдения.

В 1914 году в Германии О. Барнак создал малоформатную камеру, которая произвела революцию в фотографии. С 1924 года фирма Leitiz Company начала выпускать эту камеру под названием LEICA. В скором времени к этой камере были разработаны сменные объективы с различным фокусным расстоянием.

В 1932 году AO Ikon Zeiss AG выпустило аналогичную Contax. Она имела встроенный видоискатель, совмещенный с фокусирующим механизмом.

Первая 35-мм зеркальная однообъективная камера KINE EXAKTA MODEL ONE была выпущена в Германии в 1936 году. В 1949 году фирма Zeiss выпустила 35-мм зеркальную фотокамеру Contax S, в видоискателе которой была установлена пентапризма для преобразования изображений снимаемых объектов.

С 60-х гг. стали широко внедряться встроенные в фотоаппарат экспонометры. Введение чувствительного фоторезистора на обратной стороне зеркала открыло путь для промышленного производства фотоаппаратов системы TTL.

В 70-е гг. были разработаны электронный затвор, микропроцессор для автоматического управления экспонометром, встроенная вспышка, первый многорежимный аппарат, моторный привод и различные сменные объективы.

В 80-е гг. появились автофокус, многопрограммное управление экспонированием, цифровая индикация с помощью жидкокристаллических дисплеев на панели фотоаппарата, многозональное изменение яркости.

В начале 90-х гг. была разработана следящая автофокусировочная система, сконструированы простые и надежные в работе объективы с переменным фокусным расстоянием (зумы). В настоящее время уже имеется новый стандарт фотографической системы APS и бытовых цифровых фотокамер.

За последние 10-20 лет произошел резкий качественный скачек в области фототехники, и фотоаппараты массового выпуска XXI века существенно отличаются от моделей, выпускающихся в 50-е годы. Развитие фототехники идет по двум основным направлениям. Первое, существующее со времени изобретения фотографии, ¬– это расширение технических возможностей съемки. Его цель – обеспечить успешную фотосъемку самых разнообразных объектов (крупных и мелких, неподвижных и движущихся) при различных условиях освещения. А второе направление, получившее особенное развитие в последнее время, – автоматизация обслуживания фотоаппарата. Цель автоматизации состоит в том, чтобы упростить и ускорить процесс подготовки к съемке и тем самым, во-первых, привлечь к занятиям фотографией людей, не имеющих специальных знаний, и, во-вторых, позволить опытным фотографам сосредоточить все внимание на сюжете и композиции снимка, т.е. на творческой стороне съемочного процесса.

Классификация по назначению


Общего назначения

Фотоаппараты общего назначения используются для художественной, репортажной и бытовой фотосъёмки, съёмок групп людей, портретной и пейзажной съёмки, фотоохоты, съёмки спортивных соревнований и т. п.

В качестве первичного признака классификации фотоаппаратов общего назначения обычно используют способ наведения камеры на объект съёмки, то есть тип применяемого видоискателя, и способ наведения на резкость съёмочного объектива (в значительной степени определяемый типом видоискателя).

С этой точки зрения, наибольшее распространение имеют термины:

1.Зеркальный фотоаппарат

Зеркальный фотоаппарат (зеркальная камера, в просторечии зерка́лка) — фотоаппарат, использующий для выбора объекта съёмки видоискатель, в оптическую схему которого входит зеркало, перенаправляющее световой поток от объектива в окуляр или на матовое стекло.

Наиболее распространённый на сегодня тип — однообъективная зеркальная камера. Используется также англоязычный термин SLR-камера (англ. single-lens reflex camera). Значительно менее распространены TLR-камеры.





2.Дальномерный фотоаппарат

Дальномерный фотоаппарат — класс фотоаппаратов, использующий для наводки на резкость оптический дальномер.

Для наводки на резкость дальномерного фотоаппарата следует вращать кольцо расстояний объектива до совмещения раздвоенного изображения в окне видоискателя. Ранние модели дальномерных фотоаппаратов имели раздельные окуляры видоискателя и дальномера; затем дальномер совместили с видоискателем. Затем дальномеры соединили с фокусирующим механизмом камеры, так что наводка на резкость осуществлялась одновременно с совмещением изображений в дальномере.

3. Компактная камера

Компактная ка́мера (прост. «Мыльница», англ. point-and-shoot — «навёл и снял») — компактный фотоаппарат со встроенным объективом как правило небольшого веса и малых габаритов с автоматизированной системой работы всех узлов без необходимости устанавливать параметры съёмки, либо с ограниченным необходимым набором настроек, как выбора зума, установки фотовспышки и др.

Остальная классификация несколько расходится для плёночной и цифровой техники, и потому рассмотрена отдельно, в статьях Плёночный фотоаппарат и Цифровой фотоаппарат соответственно.






Плёночный фотоаппарат — фотоаппарат, в котором статичное изображение объекта фиксируется на светочувствительные материалы с аналоговым характером записи (фотоплёнки, фотопластинки, фотобумагу).










Цифровой фотоаппарат — устройство, являющееся разновидностью фотоаппарата, в котором светочувствительным материалом является матрица или несколько матриц, состоящая из отдельных пикселей, сигнал с которых представляется, обрабатывается и хранится в самом аппарате в цифровом виде.

Несмотря на функциональное сходство, цифровые видеоустройства самого разного назначения, такие как камеры видеонаблюдения и веб-камеры, фотоаппаратами обычно не называются, если не позволяют сохранить снимки в самом устройстве или на вставленном в устройство носителе информации.






Из сферы рекламы и маркетинга

Фотоаппараты условно делятся на любительские и профессиональные, хотя чёткую границу между ними провести сложно.

• Как правило, профессиональные фотоаппараты имеют более широкий диапазон настроек, доступных для ручного управления.

• По мере развития электроники любительские (бытовые) фотоаппараты (в просторечии — «мыльницы»), напротив, идут по пути максимальной автоматизации процессов съёмки. Это упрощает фотографирование для неподготовленного пользователя и позволяет в большинстве случаев получить достаточно качественные кадры, однако сужает творческие возможности для опытного фотографа и часто не позволяет вести съёмку в нестандартных условиях (низкая освещённость, быстро перемещающийся объект съёмки и т. п.)

Специальная техника

В научных и технических целях применяются специальные фотоаппараты, обеспечивающие решение особых задач — например, фотоаппараты для аэрофотосъёмки (аэрофотоаппарат), космических съёмок, астросъёмки, макросъёмки, высокоскоростные камеры, фотоаппараты для съёмки за пределами видимого спектра и др.

Существуют также стереоскопические фотоаппараты, снимающие одновременно два кадра через два объектива, расположенных на заданном расстоянии один от другого. При рассматривании таких парных снимков через стереоскоп можно увидеть объёмное изображение.

(c) mytechnology.ru
Hosted by uCoz